В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий объединение Пенсионного Фонда России и Фонда социального страхования в единый Фонд
С 1 января 2023 года в целях оптимизации структуры ПФР и ФСС, централизации установления социальных выплат, а также сокращения существующих издержек, предлагается на базе указанных фондов создать "Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (сокращенное название - Социальный фонд России, СФР).
Учредителем Фонда выступит Правительство РФ.
В структуре управления Фонда предполагается создание нового органа - наблюдательного совета, в состав которого будут входить, в том числе, представитель Госдумы, представитель Совета Федерации, координатор Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии с переходными положениями, закрепленными в законопроекте, территориальные органы ПФР будут считаться территориальными органами Фонда. Одновременно предусматривается реорганизация в форме присоединения к ним территориальных органов ФСС.
С момента создания Фонда он в полном объеме будет осуществлять функции и полномочия, возложенные на Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.
Работники ПФР, ФСС и их территориальных органов смогут осуществлять трудовую деятельность в Фонде и его территориальных органах без испытательного срока и аттестации.
Внедрение единого тарифа позволит без повышения общего размера тарифов увеличить максимальные размеры выплат по больничным, по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до 1,5 лет для застрахованных (работающих) граждан. Это решение также обеспечит выплаты по больничным для тех, кто сегодня трудится по гражданско-правовым договорам.
После перехода к единому тарифу платеж составит 30% с взносооблагаемой базы и 15,1% сверх взносооблагаемой базы на работающих по трудовым договорам и на занятых по гражданско-правовым договорам. Взносооблагаемая база (то есть, тот заработок гражданина, который страхуется в рамках социального страхования) будет установлена на уровне базы для обязательного пенсионного для работающих по трудовым договорам и на занятых по гражданско-правовым договорам. То есть, увеличение взносооблагаемой базы коснется работодателей, которые исчисляют страховые взносы с заработных плат от 92 тыс. рублей в месяц и выше.
Все существующие льготные категории плательщиков будут объединены в три группы со следующими тарифами страховых взносов: 15% с выплат выше МРОТ, 7,6% и 0%. Таким образом, все действующие льготные режимы будут сохранены. Такой переход позволит обеспечить возможность внесения всех социальных взносов единым платежом, который автоматически будет направляться на пенсионное, социальное и медицинское страхование в установленных пропорциях.
Что касается взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями с доходом менее 300 тыс. рублей, то изменение тарифов не затронет установленный ранее фиксированный платеж.
Отмечается, что к 2025 году при введении единого тарифа:
- максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком составит 57,4 тыс. рублей (при действующей модели - 37,9 тыс. рублей);
- максимальная сумма пособия по беременности и родам (за 140 календарных дней) составит 660,9 тыс. рублей (при действующей модели - 435,9 тыс. рублей);
- максимальная сумма пособия по временной нетрудоспособности при стаже 8 и более лет - 143,5 тыс. рублей (по действующей модели - 94,7 тыс. рублей), при стаже от 5 до 8 лет - 114,8 тыс. рублей (по действующей модели - 75,7 тыс. рублей), при стаже до 5 лет - 86,1 тыс. рублей (при действующей модели - 56,8 тыс. рублей).